Отчёт о результатах самообследования за 2022 г

Основным видом деятельности МБОУ «Лицей №8» (далее – Лицей) является реализация
общеобразовательных программ:




основной образовательной программы начального общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования;
основной образовательной программы среднего общего образования.

Также Лицей реализует образовательные программы дополнительного образования для детей.
Лицей расположен в центре г. Махачкалы в оживленном микрорайоне. Большинство (79 %)
обучающихся проживает рядом с Лицеем; 21 % – проживает вне нашего микрорайона.
II. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Таблица 1. Органы управления, действующие в Лицее
Наименование
органа
Директор

Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное
взаимодействие структурных подразделений организации,
утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство Лицеем.

Управляющий совет Рассматривает вопросы:




Педагогический
совет

развития образовательной организации;
финансово-хозяйственной деятельности;
материально-технического обеспечения

Осуществляет текущее руководство образовательной
деятельностью Лицея, в том числе рассматривает вопросы:
развития образовательных услуг;
регламентации образовательных отношений;
разработки образовательных программ;
выбора учебников, учебных пособий, средств
обучения и воспитания;
 материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
 аттестации, повышения квалификации
педагогических работников;
 координации деятельности методических
объединений





1

Общее собрание
трудового
коллектива

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений
и дополнений к ним;
 принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и
связаны с правами и обязанностями работников;
 разрешать конфликтные ситуации между
работниками и администрацией образовательной
организации;
 вносить предложения по корректировке плана
мероприятий организации, совершенствованию ее
работы и развитию материальной базы


Для осуществления учебно-методической работы в Лицее созданы предметные методические
объединения и творческие группы:





















ШМО учителей иностранных языков;
ШМО учителей общественных дисциплин;
ШМО учителей математических дисциплин;
ШМО педагогов эстетического цикла;
ШМО педагогов физической культуры, НВП, ОБЖ;
ШМО педагогов начального образования;
ШМО педагогов регионального компонента;
объединение
творческая группа по здоровьесберегающему и экологическому воспитанию;
объединение классных руководителей;
рабочая группа «Одаренные дети».
Манилова А.З. – руководитель методического объединения
Копнина Е.М. – руководитель методического объединения учителей начальных классов;
Хайбулаева А.Х. – руководитель МО учителей предметов регионального компонента;
Казиева З.А. – руководитель методического объединения учителей филологического
цикла;
Сардарова Ф.А – руководитель методического объединения учителей математического
цикла;
Алиева К.Г.– руководитель методического объединения учителей естественнонаучного
цикла;
Казанбиева Х.М. – руководитель методического объединения учителей общественных
дисциплин;
Магомедова М.М., руководитель МО учителей физической культуры и ОБЖ;
Султанова Н.М. – руководитель МО учителей эстетического цикла.

2

III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность организуется в соответствии:
•
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
•
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
•
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
•
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с
01.03.2021);
•
СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
•
основными образовательными программами по уровням образования, включая учебные
планы, календарные учебные графики;
•

расписанием занятий.

Учебный план 1–4-х классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС
НОО), 5–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной
программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на
двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования (ФГОС СОО). Обучающиеся 11-х классов в 2021/22 учебном году завершили
обучение по основной общеобразовательной программе среднего общего образования по
ФКГОС ОО.
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.

3

Таблица 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы
в 2022 году
Название образовательной программы

Численность
обучающихся

Основная образовательная программа начального общего образования по
ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286

228

Основная образовательная программа начального общего образования по
ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 06.10.2009 № 373

670

Основная образовательная программа основного общего образования по
ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287

200

Основная образовательная программа основного общего образования по
ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897

772

Основная образовательная программа среднего общего образования по
ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413

132

Всего в 2022 году в образовательной организации получали образование 2002 обучающихся.
Лицей реализует следующие образовательные программы:












основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286;
основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009
№ 373;
основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287;
основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№ 1897;
основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС среднего
общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1);
дополнительные общеразвивающие программы.
Переход на обновленные ФГОС

Во втором полугодии 2021/22 учебного года школа проводила подготовительную работу по
переходу с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования, утвержденного
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, МБОУ «Лицей № 8»

4

разработало и утвердило дорожную карту, чтобы внедрить новые требования к образовательной
деятельности. В том числе определило сроки разработки основных общеобразовательных
программ – начального общего и основного общего образования, вынесло на общественное
обсуждение перевод всех обучающихся начального общего и основного общего образования на
новые ФГОС и получило одобрение у 93 процентов участников обсуждения. Для выполнения
новых требований и качественной реализации программ в МБОУ «Лицей № 8» на 2022 год
запланирована масштабная работа по обеспечению готовности всех участников образовательных
отношений через новые формы развития потенциала.
Деятельность рабочей группы в 2021–2022 учебном году по подготовке Лицея к постепенному
переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной
карты реализованы на 97 процентов.
С 1 сентября 2022 года МБОУ «Лицей № 8» приступил к реализации ФГОС начального общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС
основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287,
в 1-х и 5-х классах. Лицей разработал и принял на педагогическом совете 28.08.2022 (протокол
№ 1) основные общеобразовательные программы – начального общего и основного общего
образования, отвечающие требованиям новых стандартов, а также определил направления
работы с участниками образовательных отношений для достижения планируемых результатов
согласно новым требованиям.
Внедрение новых предметных концепций
С 1 сентября 2022 года МБОУ «Лицей № 8» внедряет в образовательный процесс новые
предметные концепции:
Концепцию преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные
программы;
 Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
 Концепцию экологического образования в системе общего образования.


С целью внедрения новых концепций преподавания разработан план, куда включены
мероприятия, которые помогут преподавать учебные предметы с учетом новых концепций.
В соответствии с планом проведена ревизия рабочих программ учебных предметов «Биология»
и «ОДНКНР». Также проведена ревизия рабочих программ учебных предметов на соответствие
концепции экологического образования в системе общего образования. Рабочие программы
учебных предметов приведены в соответствие с новыми концепциями.
В рамках реализации концепции преподавания учебного предмета «Биология» разработаны
контрольно-измерительные материалы для оценки качества образования по биологии и контроля
соответствия концепции преподавания биологии. В ноябре 2022 года проведена предметная
неделя биологии для повышения мотивации обучающихся к изучению биологии.
В рамках реализации концепции преподавания предметной области «ОДНКНР» в декабре 2022
года организован и проведен «Фестиваль народов России» с целью повышения мотивации
обучающихся к изучению предметной области «ОДНКНР».

5

Включение в образовательный процесс детей из ДНР, ЛНР и Украины
В марте 2022 года в школу зачислены обучающиеся, прибывшие из ДНР, ЛНР и Украины:



на уровень НОО – 1 обучающийся (3-й класс);
уровень ООО – 1 обучающийся (в 6-й класс);

В Лицее проведена работа по адаптации детей-беженцев в новых условиях:
 организованы консультации для родителей прибывших школьников с целью
информирования об условиях обучения, поддержки и выявления особых
образовательных потребностей обучающихся;
 классные руководители проинформировали вновь прибывших обучающихся о
правилах пользования ЭОР и ЦОР, изучили образовательные потребности и интересы
учеников, включили в планы воспитательной работы мероприятия по сплочению
коллектива.
В целях обеспечения комплексной психолого-педагогической поддержки учеников с территорий
ДНР, ЛНР организована работа специалистов социально-психологической службы Лицея.
Педагоги-психологи провели в классах, где учатся дети с территорий ДНР, ЛНР, тренинги
толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации.
Применение ЭОР и ЦОР
В 2022 году была проведена работа по внедрению цифровой образовательной платформы ФГИС
«Моя школа». Организованы два обучающих семинара для педагогов. На мероприятиях педагоги
изучили функциональные возможности платформы и порядок подключения к цифровому
ресурсу.
МБОУ «Лицей № 8» осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР,
включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет соответствия
ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню (приказ
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В ходе посещения уроков осуществлялся контроль
использования ЭОР.
По итогам контроля установлено:
1. Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в
федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
2. На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).

6

Профили обучения
В 2021/22 году для обучающихся 10-х классов были сформированы три профиля. Наибольшей
популярностью пользовались технологический и естественнонаучный профили. В 2022 году с
учетом запросов обучающихся на основании анкетирования были сформированы четыре
профиля. Таким образом, в 2022/23 учебном году в полной мере реализуется ФГОС СОО и
профильное обучение для обучающихся 10-х и 11-х классов. Перечень профилей и предметов на
углубленном уровне – в таблице.
Таблица 3. Профили и предметы на углубленном уровне

Профиль

Профильные
предметы

Количество учащихся,
обучающихся по
профилю в 2021/22
учебном году

Количество учащихся,
обучающихся по
профилю в 2022/23
учебном году

Математика.
Технологический Физика.
Информатика

25

33

Естественнонаучный

Математика.
Биология. Химия

25

47

Гуманитарный

Иностранный язык.
История.
Литература

33

17

Универсальный

Русский язык.
Математика.
Иностранный язык

18

19

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Лицей реализует следующие АООП:


адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью и нарушением речи (вариант 1).

Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в
Лицее:


с умственной отсталостью и нарушением речи – 1 (0,05%).

В Лицее созданы условия обучающимся с ОВЗ, где они получают образование совместно с
обучающимися без ограничений возможностей здоровья по общеобразовательной программе.
Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего
образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям
стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности.
Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте Лицея.

7

Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции.
С 1 сентября 2022 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено
направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней
образования в объеме 34 часов.
На основе примерной программы курса «Разговоры о важном», одобренной решением ФУМО
(протокол от 15.09.2022 № 6/22), были разработаны рабочие программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и
проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Первое занятие состоялось 5
сентября 2022 года. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном» являются классные руководители.
В первом полугодии 2022/23 учебного года проведено 16 занятий в каждом классе. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» в 1–11-х классах:




фактически проведены в соответствии с расписанием;
темы занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения;
формы проведения занятий соответствуют рекомендованным.

Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме.
Воспитательная работа
Воспитательная работа 2022 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами
воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующую
ООП.
Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим
модулям:
инвариантные – «Классное руководство», «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021) /
«Школьный урок», «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021) / «Курсы внеурочной
деятельности», «Взаимодействие с родителями» (по ФГОС-2021) / «Работа с
родителями», «Самоуправление», «Профориентация», « Работа с родителями
обучающихся»;
 вариативные – «Детские общественные объединения», «Школьные
медиа», «Ключевые общешкольные дела» ,«Юные патриоты России», « Я выбираю
жизнь», «Этнокультурное воспитание», «Дополнительное образование», «Детские
общественные объединения».


Воспитательные события в лицее проводятся в соответствии с календарными планами
воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу
модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации
совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны:






коллективные школьные дела;
акции;
беседы;
квесты;
проекты;

8




встречи;
конкурсы

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ «Лицей № 8»
организуется в рамках реализации рабочей программы воспитания, в частности вариативного
модуля «Юные патриоты России». Деятельность носит системный характер и направлена на
формирование:





гражданского правосознания;
патриотизма и духовно-нравственных ценностей;
экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира;
активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.

В 2022 году в лицее проведено 4 общешкольных мероприятия, 10 единых классных часов, 4
акции гражданско-патриотической направленности.
Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие результаты:
планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей
обучающихся;
 в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы
организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию,
которые направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение
его кругозора;
 наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность в
гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных
руководителей: Сеферовой Г.Ф. (4 «3» класс), Джамалудиновой С.М. (45 класс),
Маниловой А.М. (51 класс), Атавовой К.С. (71 класс), Удаевой Ф.М.( 8х/б класс),
Омаровой А.А. (91 класс).


Посещенные классные мероприятия гражданско-патриотической направленности показывают,
что в основном классные руководители проводят классные мероприятия на достаточно высоком
уровне.
Классные руководители осуществляют гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
лицея через разнообразные виды деятельности в очном формате и онлайн: экскурсии; поисковоисследовательскую работу школьного музея; встречи с участниками локальный войн,
ветеранами ВОВ и тружениками тыла, ветеранами труда, выпускниками лицея; кружковую и
досуговую деятельность.
В 2022 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию
представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ;
изучение правил применения государственных символов; формирование ответственного
отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за
нарушение использования или порчу государственных символов и т. п.
В рамках работы по формированию представлений о государственной символике были
запланированы и реализованы следующие мероприятия:


в рамках модуля «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Школьный урок»
тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов
включены в предметные области, учебные предметы, курсы, модули: русский язык,
литература, родной язык, литературное чтение на родном языке, окружающий мир,

9

обществознание, история, ОРКСЭ, ОДНКНР, искусство. Внесены корректировки в
рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей;
 в рамках модуля «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Курсы внеурочной
деятельности» в план внеурочной деятельности включены курсы внеурочной
деятельности «Геральдика России» в 5-х классах; педагоги внеурочной деятельности
предусмотрели в рабочих программах новые формы проведения занятий
(геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины по истории
госсимволов);
 в рамках модуля «Ключевые общешкольные дела» организованы еженедельные
линейки по понедельникам перед уроками с выносом флага РФ и исполнением гимна
РФ;
 рамках модуля «Детские общественные объединения» организованы школьные
знаменные группы по уровням образования.
Эффективность воспитательной работы лицея в 2022 году оценивалась по результатам
анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по результатам
оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим
периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об удовлетворительном уровне
организации воспитательной работы лицея в 2022 году.
Деятельность педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию
осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на удовлетворительном
уровне. Все запланированные мероприятия реализованы в полном объеме.
Дополнительное образование
Охват дополнительным образованием в Лицее в 2022 году составил 84 процента.
Во втором полугодии 2021/22 учебного года Лицей реализовывал 10 дополнительных
общеразвивающих программ по шести направленностям:







художественное («Фотоискусство», «Бисероплетение», школьный
кружок);
физкультурно-спортивное («Шахматы», «Футбол»);
естественно-научное («Физика вокруг нас»)
социально-гуманитарное («Школа волонтеров»);
туристско-краеведческое («Юный патриот», «Музейное дело»);
техническое («Роботех»).

В первом полугодии 2022/23 учебного года реализовывалось
общеразвивающих программ по шести направленностям:







10

театральный

дополнительных

художественное («Фотоискусство», «Бисероплетение», школьный театральный
кружок);
физкультурно-спортивное («Шахматы», «Футбол»);
естественно-научное («Физика вокруг нас»
социально-гуманитарное («Школа волонтеров»);
туристско-краеведческое («Юный патриот», «Музейное дело»);
техническое («Роботех»).

Во втором полугодии 2021/22 учебного года по программам технической и естественно-научной
направленности занимались 40 процентов обучающихся, осваивающих дополнительные
образовательные программы. В первом полугодии 2022/23 учебного года доля обучающихся,
осваивающих дополнительные общеразвивающие программы технической и естественно-

10

научной направленности, выросла на 12 процентов и составила 52 процента. Это говорит о росте
интереса обучающихся к освоению программ технической и физкультурно-спортивной
направленности и необходимости увеличения количества программ по этим направлениям.
С 1 сентября 2022 года в рамках дополнительного образования организован школьный
спортивный клуб «Олимп». В рамках клуба реализуются программы дополнительного
образования:






волейбол – 2 группы;
футбол – 2 группы;
общая физическая подготовка – 2 группы;
подвижные игры – 3 группы;
ЮИД – 1 группа.

В объединениях клуба в первом полугодии занято 500 обучающихся (20% обучающихся лицея).
Для успешной реализации проекта имеется необходимая материально-техническая база:
спортивный зал, использующийся для проведения спортивных соревнований с участием
школьников;
 музыкальная аппаратура для проведения мероприятий и организации общешкольных
мероприятий (усилители звука, колонки, музыкальный центр, микрофоны);
 коллекция фонограмм и аудиозаписей для проведения воспитательных мероприятий.


В первом полугодии 2022/23 учебного года в рамках клуба проведены следующие спортивные
мероприятия:
Таблица 4.
№
п/п
1

Место
проведения

Мероприятие
Соревнование по мини-футболу
среди обучающихся 5–8-х
классов «Осенний мяч»

Школьная
площадка

Дата и время
проведения
14.10.2022

Количество
участников
Обучающиеся 5–8-х
классов, 4 команды

9:00
12:00

2

«Веселые старты», школьный
этап

Спортивный
зал

22.10.2022

94 человека,
обучающиеся 2- 4кл.

14:00
3

Первенство по волейболу среди
8–11-х классов

Спортивный
зал

29.10.2022

Обучающиеся 8–11-х
классов.

Вывод: программы дополнительного образования выполнены в полном объеме, повысился
охват дополнительным образованием по сравнению с 2021 годом на 3 процента. Исходя из
результатов анкетирования обучающихся и их родителей качество дополнительного образования
существенно повысилось.
Об антикоронавирусных мерах
МБОУ «Лицей № 8» в течение 2022 года продолжал профилактику коронавируса. Для этого были
запланированы организационные и санитарно-противоэпидемические мероприятия в

11

соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы
образовательных организаций г. Махачкалы. Так, Лицей:
закупил бесконтактные термометры, тепловизоры – два стационарных на главные
входы, один ручной, рециркуляторы передвижные и настенные для каждого кабинета,
средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового
использования, маски медицинские, перчатки из расчета на два месяца;
 разработал графики уборки, проветривания кабинетов, рекреаций, а также создал
максимально безопасные условия приема пищи;
 закупил достаточное количество масок для выполнения обязательного требования к
ношению масок на экзамене членами экзаменационной комиссии;
 разместил на сайте МБОУ «Лицей № 8» необходимую информацию об
антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли посредством мессенджеров и
социальных сетей.


IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Организация учебного процесса в Лицее регламентируется режимом занятий, учебным планом,
календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами
Лицея.
Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая.
Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–8-е классы – 34 недели, 9-е и 11-е
классы – по окончании ГИА.
Продолжительность уроков – 45 минут.
Образовательная деятельность в Лицее осуществляется по пятидневной учебной неделе для 14-х классов, по шестидневной учебной неделе — для 5–11-х классов. Занятия проводятся в две
смены для обучающихся 2–4-х, 6-8-х классов, в одну смену — для обучающихся 1-х, 5, 9-11-х
классов.
Таблица 5. Режим образовательной деятельности
Классы Количество
смен

Продолжительность
урока (минут)

Количество
учебных дней в
неделю

Количество
учебных недель в
году

1

1

Ступенчатый режим:
 35 минут
(сентябрь–
декабрь);
 40 минут
(январь–май)

5

33

2–11

1

45

6

34

Начало учебных занятий – 8 ч 30 мин.

12

V. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2021/22 учебного
года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных
образовательных программ.
Таблица 6. Статистика показателей за 2021/22 год
№
п/п

1

Параметры статистики

2021/22 учебный
год

Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том
числе:

1947

– начальная школа

851

– основная школа

961

– средняя школа

135

Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение: 3
2

3

4

– начальная школа

3

– основная школа

–

– средняя школа

–

Не получили аттестата:

3

– об основном общем образовании

1

– о среднем общем образовании

2

Окончили Лицей с аттестатом особого образца:

23

– в основной школе

5

– в средней школе

18

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения
основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество
обучающихся Лицея.
В Лицее организовано профильное обучение на уровне среднего общего образования.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы начального общего образования
по показателю «успеваемость» в 2022 году
Клас
сы

Всего
учащи
хся

Из них
успевают
Количес %
тво

Окончили год
с
%
отметк
ами «4»
и «5»

13

Не успевают
с
%
отметк
ами «5»

Количес %
тво

Переведен
ы условно
Количес %
тво

2

206

204

99

120

3

204

203

4

185

185

Итог
о

595

592

99, 126
5
10 95
0
99, 341
4

58,
2
61,
8
51,
3
57,
4

42

20

39

19, 0
4
16, 0
3
18, 2
6

30
111

2

0,0 0
9
0
0

0

0

0

0

0,0 0
3

0

0

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программы
начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить,
что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 2,3 процента (в 2021-м был 55,1%),
процент учащихся, окончивших на «5», вырос на 2,2 процента (в 2021-м – 16,4%).
Таблица 8. Результаты освоения учащимися программы основного общего образования
по показателю «успеваемость» в 2022 году
Класс
ы

Всего
учащихс
я

5

243

6

210

7

192

8

148

9

168

Итого

961

Из них
Окончили год
Не
успевают
успевают
Коли %
с
%
с
% Коли %
отметкам
отметкам
честв
и «4» и
и «5»
честв
о
«5»
о
243
100 75
31 12
4, 0
0
1
210
100 56
26, 10
4, 0
0
7
7
192
100 29
15, 6
3, 0
0
1
1
148
100 19
12, 5
3, 0
0
8
4
167
99, 71
42, 5
3
1
0,
4
5
6
960
99, 250
26 38
4
0
0
9

Переведен
ы условно
Коли- %
чество

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в 2022 году процент учащихся,
окончивших на «4» и «5», повысился на 0,7 процента, процент учащихся, окончивших на «5»,
повысился на 0,8 процента.
Таблица 9. Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по
показателю «успеваемость» в 2022 году
Классы

10
11

Всего
учащихся

55
80

Из них
успевают
Коли- %
чество

55
80

Окончили год

с отмет % с отмет %
ками
ками
«4»
«5»
и«5»
100 17
31 8
15
100 38
37 18
17

14

Не
Переведены
успевают
условно
Коли- % Коли- %
чество
чество

0
0

0
0

0
0

0
0

Итого

135

135

100 55

41 26

19,3 0

0

0

0

Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по показателю
«успеваемость» в 2022 учебном году не изменились (составляют 100%). В 2021-м количество
обучающихся, которые окончили полугодие на «4» и «5», стабильно по сравнению с
предыдущим годом, а процент учащихся, окончивших на «5», увеличился вдвое.
Результаты ГИА-2022
В 2022 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками ГИА-9 и ГИА-11.
Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому языку и математике, а также по двум предметам на
выбор. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому языку
и математике – и при желании по предметам по выбору.
Таблица 10. Общая численность выпускников 2021/22 учебного года
9-е
классы

11-е
классы

168

80

Количество обучающихся на семейном образовании

-

-

Количество обучающихся с ОВЗ

3

2

168

80

-

-

168

80

-

-

167

78

Общее количество выпускников

Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое
собеседование/сочинение
Количество обучающихся, не допущенных к ГИА
Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА
Количество обучающихся, сдававших ГИА в форме промежуточной
аттестации
Количество обучающихся, получивших аттестат
ГИА в 9-х классах

В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было
получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание прошло 09.02.2022 в МБОУ «Лицей
№ 8» в очном формате. В итоговом собеседовании приняли участие 168 обучающихся (100%),
все участники получили «зачет».
В 2022 году 168 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ. Обучающиеся сдали ОГЭ по
основным предметам – русскому языку и математике на достаточно высоком
уровне. Успеваемость по математике и русскому языку за последние три года не изменилась и
стабильно составляет 100 процентов. Качество повысилось на 8 процентов по русскому языку,
понизилось на 7 процентов по математике.
Таблица 11. Результаты ОГЭ по обязательным предметам
Математика

Русский язык

15

Учебный Успеваемость Качество Средний Успеваемость Качество Средний
год
балл
балл
2019/2020 Отменены
2020/2021 100

73,4

4

100

77

4,2

2021/2022 100

58,3

3,6

100

78,9

4,3

Также 168 выпускников 9-х классов успешно сдали ОГЭ по выбранным предметам. Результаты
ОГЭ по предметам по выбору показали стопроцентную успеваемость и в целом хорошее
качество знаний обучающихся.
Таблица 12. Результаты ОГЭ в 9-х классах
Предмет

Количество обучающихся Качество

Средний
Успеваемость
балл

Обществознание

90

59

3,6

100

История

7

57,1

3,6

100

Иностранный язык

16

75

4

94

Биология

42

57,1

3,7

100

Информатика и ИКТ 61

38

3,4

100

Литература

2

100

4

100

Физика

16

69

3,8

100

География

63

67

4

100

Химия

33

94

4,5

100

Замечаний о нарушении процедуры проведения ГИА-9 в 2022 году не было, что является
хорошим результатом работы с участниками образовательных отношений.
Все девятиклассники, за исключением 1 учащегося Лицея успешно закончили 2021/22 учебный
год и получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 5
человек, что составило 3 процента от общей численности выпускников.
Таблица 13. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего образования
за три последних года
2019/20

2020/21

%

Критерии

Колво

Количество выпускников 9-х классов всего

190

100 141

100 168

100

Количество выпускников 9-х классов, успевающих по
итогам учебного года на «5»

14

7

8

3

16

Колво

2021/22

11

%

Колво

5

%

Количество выпускников 9-х классов, успевающих по
итогам учебного года на «4» и «5»

121

64

Количество выпускников 9-х классов, допущенных к
государственной (итоговой) аттестации

190

100 141

100 88

100

Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к
государственной (итоговой) аттестации

0

0

0

0

67

0

48

58

0

35

ГИА в 11-х классах
В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА было
получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники 2021/22 года писали итоговое сочинение
1 декабря 2021 года. В итоговом сочинении приняли участие 80 обучающихся (100%), по
результатам проверки все обучающиеся получили «зачет».
В 2022 году все выпускники 11-х классов (80 человек) были допущены, но успешно сдали ГИА
78 учащихся. Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ.
В 2022 году выпускники сдавали ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне. ЕГЭ по
математике на базовом уровне сдавали 20 выпускников. Результаты представлены в таблице.
Таблица 14. Результаты ГИА-11 по базовой математике 2022 году
Критерии

Математика (базовый
уровень)

Количество обучающихся, которые сдавали математику на
базовом уровне

52

Средний балл

4,3

Количество обучающихся, получивших высокие баллы, отметку
«5» по пятибалльной системе

18

Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5»
по пятибалльной системе

34,5

Таблица 15. Результаты ГИА-11 по русскому языку 2022 году
Критерии

Русский
язык

Количество обучающихся

80

Средний балл

4,7

Количество обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по
пятибалльной системе

52

Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по
пятибалльной системе

65

Таблица 16. Результаты ГИА-11 по профильной математике 2022 году

17

Критерии

Математика (профильный
уровень)

Количество обучающихся, которые сдавали математику на
базовом уровне

27

Средний балл

4,6

Количество обучающихся, получивших высокие баллы, отметку
«5» по пятибалльной системе

12

Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5»
44
по пятибалльной системе
Повышение баллов по математике в последний год обусловлено тем, что этот предмет сдают
более подготовленные обучающиеся, которые поступают в вузы, где требуется математика на
профильном уровне. Результаты по русскому языку остаются на прежнем достаточно высоком
уровне.
Таблица 17. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике и русскому языку за три последних
года
Учебный год Математика Русский язык
2019/2020

63

80

2020/2021

54

79

2021/2022

69

76

В 2022 году из предметов по выбору обучающиеся чаще всего выбирали обществознание. Из 80
обучающихся предмет выбрали 32 человека (40%). Физику выбрали 9 (11%) обучающихся,
историю – 16 (20%), английский язык сдавали 13 (16,5%) человек, информатику – 8
человек (10%), химию – 27 (34%), биологию – 28 (34%), литературу – 1 человек (1,25%).
Cогласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 97,5 процентов. Качество сдачи экзаменов и
средний балл свидетельствуют о том, что уровень знаний, обучающихся выше среднего по всем
предметам.
Таблица 18. Результаты ЕГЭ в 2022 году
Учебные предметы

Количество
участников ЕГЭ

Качество

Средний
Успеваемость
балл

Русский язык

80

90

4,7

100

Физика

9

78

4,3

100

Математика (базовый
уровень)

52

83

4,3

96

Математика (профильный
уровень)

27

89

4,6

100

Химия

27

70,4

4

100

18

Биология

28

68

4

100

История

16

60

3,8

100

Обществознание

32

59,4

3,9

100

Английский язык

13

69,2

4

100

Информатика

8

62,5

3,9

100

Литература

1

100

5

100

Выпускники 11-х классов, кроме двоих, успешно завершили учебный год и получили аттестаты.
Количество обучающихся, получивших в 2021/22 учебном году аттестат о среднем общем
образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении», – 18 человек, что составило 23
процентов от общей численности выпускников.
Таблица 19. Количество медалистов за последние пять лет
Медаль «За особые успехи в учении»
2018

2019

2020

2021

2022

10

10

11

10

18

Таблица 20. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2021–2022 учебном году
№ п/п Ф. И. О. выпускника Класс Классный руководитель

1.

Абдулазизова П.Т.

11фт

Рамазанова Г.Р.

2.

Алалаев Д.М.

11фт

Рамазанова Г.Р.

3.

Алиев Х.Р.

11фт

Рамазанова Г.Р.

4.

Биймурзаева Л.Б.

11фт

Рамазанова Г.Р.

5.

Гаджиева А.П.

11фт

Рамазанова Г.Р.

6.

Гаджиева М.Р.

11фт

Рамазанова Г.Р.

7.

Камалова А.Д.

11фт

Рамазанова Г.Р.

8.

Рамазанов Р.А.

11фт

Рамазанова Г.Р.

9.

Темирболатова М.М.

11фт

Рамазанова Г.Р.

10.

Абдурахманова Б.Ю.

11хб

Амедова П.Д.

11.

Байтувганов З.К.

11хб

Амедова П.Д.

12.

Билалова К.Т.

11хб

Амедова П.Д.

13.

Гаджиева А.М.

11хб

Амедова П.Д.

14.

Магомедова А.М.

11хб

Амедова П.Д.

19

15.

Миллинова М.М.

11хб

Амедова П.Д.

16.

Муслимова Г.Н.

11хб

Амедова П.Д.

17.

Мусаева К.А.

11хб

Амедова П.Д.

18.

Генералова А.В.

11хб

Магомедгаджиева Б.М.

Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11
1. Обучающиеся 9-х и 11-х классов показали стопроцентную успеваемость по
результатам ГИА по всем предметам кроме английского языка (9 класс) и математики
базового уровня (11 класс).
2. По ГИА-9 средний балл выше и равен 4 по обязательным предметам и предметам по
выбору, кроме двух (биология и иностранный язык – по 3,8).
3. По ЕГЭ средний балл по каждому из предметов выше 4, средний балл по
базовой математике – 3,9, по профильной математике – 58,5, по русскому языку – 69.
4. Среди выпускников 9-х классов аттестат с отличием получили 5 человек (3%).
5. Среди выпускников 11-х классов аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в
учении» получили 18 человек (23%).

Результаты ВПР
Таблица 21. Результаты участия школьников в ВПР (Осень 2022г.)
Предмет

Клас
с

Количест
во
участнико
в

Оценк
а «2»

Оценка Оценка Оценка
%
«3»
«4»
«5» качеств

а

%
успеваемос
ти

(в процентах)

Русский яз
Математика
Окружающий

5
5
5

195

27,18

44,62

20,51

7,69

28,2

72,82

192
194

5,73
0,52

21,35
46,91

45,31
52,58

27,6
0

72,91
52,58

94,26
99,49

238

10,5

52,94

28,15

8,4

36,55

89,49

234

24,36

36,75

28,63

10,26

38,89

75,64

244

62,7

33,61

3,69

0

3,69

37,3

235

9,79

56,17

32,34

1,7

34,04

90,21

175

14,86

52,57

29,14

3,43

32,57

85,14

169
73

10,06
13,7

32,54
71,23

42,01
15,07

15,38
0

57,39
15,07

89,93
86,3

мир
Русский яз

6

Математика

6

Биология

6

История

6

Русский

7

Математика

7

Обществознан

7

ие

20

Русский

8

Математика

8

Физика

8

История

8

Английский яз

8

Обществознан

8

188

23,94

51,6

20,74

3,72

24,46

76,06

178

10,67

47,19

35,39

6,74

42,13

89,32

58

1,72

29,31

31,03

37,93

68,96

98,27

74

6,76

70,27

12,16

10,81

22,97

93,24

189
33

12,7
9,09

62,43
51,52

21,16
39,39

3,7
0

24,86
39,39

87,29
90,91

133

20,3

35,34

35,34

9,02

44,36

79,7

139

21,58

53,96

21,58

2,88

24,46

78,42

55

7,27

30,91

14,55

47,27

61,82

92,73

40

0

22,5

70

7,5

77,5

100

56
53

0
7,55

33,93
66,04

57,14
20,75

8,93
5,66

66,07
26,41

100
92,45

ие
Русский

9

Математика

9

Физика

9

Химия

9

История

9

Обществознан

9

ие
Следует отметить следующие факты понижения или повышения успеваемости учащихся.










По русскому языку: в 5-х классах понизили оценки 62,6%, подтвердили 32,8%,
повысили 9% учащихся; в 6-х классах понизили оценки 30,2%, подтвердили 63,5%,
повысили 6% учащихся; в 7-х классах: понизили оценки 49%, подтвердили 64,6%,
повысили 7,4% учащихся; в 8-х классах: понизили оценки 48%, подтвердили 45%,
повысили 7% учащихся; в 9-х классах: понизили оценки 30%, подтвердили 53%,
повысили 17% учащихся.
По математике: в 5-х классах понизили оценки 25%, подтвердили 60%, повысили 15%
учащихся; в 6-х классах понизили оценки 44%, подтвердили 41%, повысили15%
учащихся; в 7-х классах понизили оценки 20%, подтвердили 54%, повысили 26%
учащихся; в 8-х классах понизили оценки 17,4%, подтвердили 76,4%, повысили 7%
учащихся; в 9-х классах понизили оценки 33%, подтвердили 32,8%, повысили 9,2%
учащихся;
По окружающему миру: в 5-х классах понизили оценки 95%, подтвердили 5%,
повысили 0% учащихся;
По биологии: в 6-х классах понизили оценки 86,5%, подтвердили 61%, повысили 5,8%
учащихся;
По истории: в 6-х классах понизили оценки 50%, подтвердили 42%, повысили 8%
учащихся; в 8-х классах: понизили оценки 40,5%, подтвердили 48,5%, повысили 11%
учащихся; в 9-х классах понизили оценки 32%, подтвердили 50%, повысили 18%
учащихся;
По обществознанию: в 7-х классах понизили оценки 55%, подтвердили 41%, повысили
4% учащихся; в 8-х классах понизили оценки 55%, подтвердили 42%, повысили 3%
учащихся; в 9-х классах понизили оценки 42%, подтвердили 53%, повысили 5%
учащихся;

21






По физике: в 8-х классах понизили оценки 3,5%, подтвердили 41,5%, повысили 55%
учащихся; в 9-х классах понизили оценки 16,4%, подтвердили 44%, повысили 40%
учащихся;
По английскому языку: в 8-х классах понизили оценки 41,8%, подтвердили 57,7%,
повысили 0,5% учащихся;
По химии: в 9-х классах понизили оценки 0%, подтвердили 32,5%, повысили 67,5%
учащихся.

Наблюдается некоторое несоответствие результатов ВПР и годовых отметолк. Причины
несоответствия:



отсутствие дифференцированной работы с обучающимися;
недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки
внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки правильности
полученного ответа и его проверки.
Активность и результативность участия в олимпиадах

В 2022 году проанализированы результаты участия обучающихся Лицея в олимпиадах и
конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней.
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ). Весной 2022 года учащиеся лицея приняли
участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2021-2022 года. Согласно
проходным баллам 37 учащихся лицея приняли участие в олимпиадах по следующим предметам:
английский язык, немецкий язык, астрономия, математика, физика, химия. Итоги участия: 1
победитель и 8 призеров регионального этапа ВсОШ. Количественные данные по всем этапам
Всероссийской олимпиады школьников в 2021/22 учебном году показали стабильное увеличение
объема участия. Количество участников Всероссийской олимпиады школьников выросло с
38,5% обучающихся Лицея в 2020/2021 году до 39,3% в 2021/22 году. Анализ результатов
участия лицеистов в региональных турах ВсОШ 2022-го года и позволяет говорить о стабильном
качестве участия: 16,3% (в прошлом учебном году – 16,5%).
Учащиеся лицея результативно приняли участие в следующих олимпиадах: в республиканской
олимпиаде по математике «Талант + успех» (1 диплом и 7 грамот);; в республиканской
олимпиаде «Абитуриент ДГУ-2021» (26 дипломов); в республиканской математической
олимпиаде им. Чебышева (2 призера и 1 победитель); в республиканской олимпиаде «Пифагор»
(11 дипломов и 1 грамота); в муниципальном этапе олимпиады по истории Дагестана (1
победитель); муниципальном этапе олимпиады по родным языкам (1 диплом) и др; во
всероссийских дистанционных олимпиадах по английскому языку, русскому языку,
окружающему миру и др.
Осенью 2022 года в рамках ВсОШ-2022-2023 прошли школьный и муниципальный этапы.
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что участие детей в школьном этапе ВсОШ
выросло с 43% до 51%, а в муниципальном туре выросло на 24% по сравнению с 2021-2022
годом. При этом качество участия значительно улучшилось: в 2021-2022 учебном году 81
победитель и призер муниципального этапа, в 2022-2023 учебном году 132 победителей и
призеров, что показывает увеличение качества участия на 61,4%.
Участие в конкурсах. В 2022 году был проанализирован объем участия учащихся лицея в
конкурсных мероприятиях разных уровней. Отметим, наиболее значимые из них. Ежегодно
лицеисты принимают участие в работе научно-практических конференций: «Шаг в будущее»,

22

«Науки юношей питают», «Творчество юных», «Большие вызовы» др.. Весной 2022 года ученик
10 класса Халитов Абдула принял участие в заключительном туре Всероссийской научнопрактической конференции школьников «Шаг в будущее» по физике и стал обладателем
диплома 1-й степени. На республиканских конференциях «Науки юношей питают» и
«Творчество юных» весной 2022 года учащиеся лицея получили 6 дипломов 1-й, 2-й и 3
степеней. На региональном этапе НПК «Большие вызовы» ученик 10 класса завоевал диплом 1
степени. В рамках II Научно-образовательного форума «Молодежь и наука: интеграция в
будущее»-2022 в интеллектуальной игре «Что, где, когда» (ДГТУ, 9 апреля 2022г.) команда
лицеистов завоевала диплом 1 степени. Осенью 2022 года на муниципальном этапе НПК «Шаг
в будущее» учащиеся лицея завоевали 5 дипломов 2-й и 3-й степеней, на региональном этапе – 3
диплома 2-й и диплом 3-й степеней.
Учащиеся лицея результативно принимали участие в мероприятиях: Международный конкурс
«Пусть слово доброе душу разбудит» (1 победитель), Республиканские конкурсы «Второе
дыхание родным языкам» (2 победителя), «Язык предков» (1 победитель), Республиканский
конкурс чтецов «Память нашу не стереть с годами», Республиканский конкурс чтецов стихов,
посвященный Году памяти и славы «Войны священные страницы», «Живая классика» (8
призеров и победителей), «45 параллель» и др.
Дистанционные формы работы с учащимися, создание условий для проявления их
познавательной активности позволили принимать активное участие в различных дистанционных
олимпиадах и конкурсах регионального, всероссийского уровней, в том числе на
образовательных платформах «Яндекс.Лицей», «Учи.ру», «Якласс» и др. Результат –
положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах в дистанционном формате.
В 2022 году был проанализирован объем участников конкурсных мероприятий разных уровней.
Дистанционные формы работы с учащимися, создание условий для проявления их
познавательной активности позволили принимать активное участие в дистанционных конкурсах
регионального, всероссийского и международного уровней. Результат – положительная
динамика участия в олимпиадах и конкурсах, привлечение к участию в интеллектуальных
соревнованиях большего количества обучающихся Лицея.
Диаграмма по результатам участия школьников во ВсОШ по результатам 2021-2022
учебного года:

Результаты участия школьников во ВсОШ в
2021-2022 учебном году
4,40%

0,50%

21,70%
66,70%

Участники
Победители и призеры школьного этапа
Победители и призеры муниципального этапа
Победители и призеры регионального этапа

23

VI. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
Таблица 22. Востребованность выпускников
Год
выпу
ска

Основная школа

Средняя школа

Все Пере
го шли в
10-й
класс
Лицея

Пере Поступили в
шли в профессиона
10-й
льную ОО
класс
друго
й ОО

Все Поступ Поступили в
го или в
профессиона
вузы
льную ОО

Устрои
лись на
работу

Пошл
и на
срочн
ую
служб
у по
приз
ыву

2020

190 88

8

94

70

56

12

2

0

2021

146 88

4

54

50

39

8

3

0

2022

147 79

3

65

80

62

12

6

0

В 2022 году 99 процентов выпускников 4-х классов, которые перешли в 5-й класс Лицея.
Количество выпускников, которые перешли на следующий уровень образования, увеличилось на
5 процентов. Результаты свидетельствуют о грамотной и эффективной работе управленческой
команды по выстраиванию системы преемственности между уровнями образования.
В 2022 году уменьшилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение в
других общеобразовательных организациях региона. Это связано с тем, что в Лицее
осуществляется профильное обучение, которое высоко востребовано обучающимися.
Количество выпускников, поступающих в вузы, стабильно высокое по сравнению с общим
количеством выпускников 11-го класса.

VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность по оценке качества образования в МБОУ «Лицей № 8» в 2022 году
организовывалась на основании Положения о внутренней системе оценки качества образования
(ВСОКО) и в соответствии с Планами ВСОКО на 2021/22 и 2022/23 учебные годы.
Внутренняя система оценки качества образования Лицея ориентирована на решение следующих
задач:
систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в
образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных
управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной
деятельности и достижение планируемых результатов;
 максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве
образования как на этапе планирования достижения образовательных результатов, так
и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению
соответствующего качества образования.


Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МБОУ «Лицей № 8» являются:

24

оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
 оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных
процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.


Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся являются:
личностные результаты;
метапредметные результаты;
предметные результаты;
участие и результативность в школьных, областных и других предметных олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях;
 анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников.





Основными процедурами оценки образовательных достижений обучающихся являются:
стартовая и входная диагностики, текущая и тематическая оценка, портфолио,
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая
аттестацию обучающихся.
Содержание процедуры оценки качества условий образовательной деятельности включает в
себя:










исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образовательного процесса и качеством условий;
программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное
пополнение и эффективность его использования в учебном процессе;
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения
и мебелью;
обеспеченность методической и учебной литературой;
диагностику уровня тревожности обучающихся 1-х 5-х и 10-х классов в период
адаптации;
оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и сохранения
контингента обучающихся;
оценку кадровых условий реализации образовательной программы (аттестация
педагогов, готовность к повышению педагогического мастерства, знание и
использование современных методик и технологий, подготовка и участие в качестве
экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри, участие в профессиональных
конкурсах);
использование социальной сферы микрорайона и города.

Основными методами оценки качества условий образовательной деятельности являются
экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование.
Исследование удовлетворенности родителей
образовательного процесса и качеством условий.

(законных

представителей)

качеством

С целью определения степени удовлетворенности родителей (законных представителей)
обучающихся качеством предоставления образовательных услуг и выявления проблем,
влияющих на качество предоставления образовательных услуг Лицея, был организован онлайн-

25

опрос, в котором принял участие 304 респондент (31% от общего числа родителей 1–11-х
классов).
Метод исследования: анкетный опрос. Сроки проведения анкетирования: сентябрь 2022 года.
Результаты исследования представлены ниже:
1.
2.
3.
4.

Качество образовательного процесса – 89 и 11 процентов.
Условия и оснащенность ОО – 68 и 32 процента.
Психологический комфорт в ОО – 92 и 8 процентов.
Деятельность администрации – 88 и 12 процентов.

Общие результаты по итогам оценки уровня удовлетворенности родителей представлены в
гистограмме ниже.

Результаты исследования на качество
предоставления образовательных услуг
МБОУ "Лицей №8"
100%
80%
60%
40%
20%
0%
качество
образовательного
процесса

условие и
оснащенность

положительно

Психологический
комфорт

Деятельность
администрации

отрицательно

VIII. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях повышения качества образовательной деятельности в Лицее проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального
баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его
развитии в соответствии с потребностями Лицея и требованиями действующего
законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
 повышение уровня квалификации персонала.



На период самообследования в Лицее работают 102 педагога, и 3 – внешних совместителя. Из
них 8 человек имеет среднее специальное образование.

26

1. В 2021 году анализ занятий урочной и внеурочной деятельности показал, что 14 процентов
педагогов начальной, 18 процентов – основной, 12 процентов – средней школы и 20 процентов
педагогов дополнительного образования и нуждались в совершенствовании ИКТ-компетенций,
а более 26 процентов всех учителей считали, что им не хватает компетенций для реализации
ФГОС-2021. При этом стоит отметить, что среди 5 процентов опрошенных педагогов – вновь
поступившие на работу в МБОУ «Лицей № 8».
Аналогичное исследование в 2022 году показало, что за год данные значительно улучшились: 12
процентов педагогов начальной, 12 процентов – основной, 10 процентов – средней школы и 10
процентов педагогов дополнительного образования нуждаются в совершенствовании ИКТкомпетенций, и только 15 процентов всех учителей считают, что им не хватает компетенций для
реализации ФГОС-2021. При этом стоит отметить, что среди опрошенных учителей – 8
процентов вновь поступившие на работу в МБОУ «Лицей № 8».
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о росте профессиональных компетенций
учителей, эффективной работе с кадрами и выбранными дополнительными профессиональными
программами повышения квалификации по реализации ФГОС-2021, совершенствованию ИКТкомпетенций.
2. Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного общего
образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся (способности
решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию, показал достаточную
готовность педагогических кадров. Так, 100 процентов педагогов понимают значимость
применения такого формата заданий, около 75 процентов – не испытывают затруднений в
подборе заданий, 25 процентов педагогов планируют применение данных заданий после
прохождения соответствующего обучения. В связи с обязательным обеспечением условий
формирования функциональной грамотности в план непрерывного профессионального
образования педагогических кадров МБОУ «Лицей № 8» включены мероприятия по оценке и
формированию функциональной грамотности в рамках внутриорганизационного обучения и
организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения
квалификации педагогов предметных и метапредметных профессиональных объединений.
3. Анализ кадрового потенциала МБОУ «Лицей №8» для внедрения требований обновленного
ФГОС основного общего образования в части обеспечения углубленного изучения учебных
предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся показывает, что около
10 процентов педагогов не имеют опыта преподавания предметов на профильном уровне в
рамках среднего общего образования. В связи с чем принято решение о планировании адресной
подготовки педагогов по выбранным обучающимися учебным предметам для углубленного
изучения на уровне основного общего образования, развитии системы наставничества и работы
в парах.
4. С целью внедрения ФОП в план непрерывного профессионального образования
педагогических и управленческих кадров в МБОУ «Лицей № 8» на 2023-й год внесены
мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагогов для работы по
федеральными рабочими программами. Запланировано повышение квалификации педагогов для
успешного внедрения федеральных образовательных программ в школах.
5. В 2022 году активность учителей в профессиональных конкурсах повысилась на 15 процентов.
Участие в профессиональных конкурсах федерального, регионального и муниципального

27

уровней приняли 30 (45%) педагогов, что свидетельствует о грамотной и эффективной работе
управленческой команды. Информация об участии представлена в таблице.
Таблица 23. Результаты участия учителей в конкурсах
Название конкурса
Экспертный десант проект программы АНО
«Россия – страна возможностей», г. Великий
Новгород, май 2022г.

Ф. И. О. педагога
СайпуллаеваД.И..
Абдуллаева А.Д.

Результат
Победитель проекта

I Всероссийский слет учителей географии
Сайпулаева Д.И.
«Открываем Россию заново с учителями
географии», г. Екатеринбург, 7-9 октября 2022г.

Диплом 1-й степени

Республиканский конкурс методических
разработок и проектов «Учитель – профессия
дальнего следования», 14 октября 2022г.

Мусаева Г.Р.

Диплом 2-й степени

Республиканский конкурс методических
разработок и проектов «Учитель – профессия
дальнего следования», 14 октября 2022г.

Абдулаева А.Д.

Диплом 2-й степени

Муниципальный этап всероссийского конкурса
«Учитель года», ноябрь 2022г.

Ахмедханова М.Т.

Диплом 2-й степени

Всероссийский форум «Линейка» –конкурсный
отбор на обучение, ноябрь 2022г.

Сайпулаева Д.И.

Победитель

Муниципальный этап Республиканского
творческого конкурса учителей математики,
весна 2022г.

Эфендиева А.В.

Победитель

Заключительный этап Республиканского
творческого конкурса учителей математики,
лето 2022г.

Эфендиева А.В.

Призер

Чемпионат города Махачкала по шахматам, 17- Абакарова А.К.
24.03.2022

Диплом 2-й степени

Чемпионат СКФО по шахматам среди женщин, Абакарова А.К.
14-21.05.2022

Диплом 3-й степени и
выход на чемпионат
России

IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Анализ применения ЭСО в МБОУ «Лицей № 8» при реализации основной образовательной
программы основного общего образования показывает следующее:
4 процента педагогов в рамках урочной деятельности допускают одновременное
применение обучающимися более двух устройств, что запрещено санитарными
правилами (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20);
 3 процента обучающихся используют мобильные средства связи для обучения, что
запрещается (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20).


28

Таким образом, заместителю директора по УВР МБОУ «Лицей № 8» необходимо провести
разъяснительную работу с педагогами по применению ЭСО в учебном процессе.

IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Обеспеченность доступа к печатным изданиям в МБОУ «Лицея №8» составляет 100 процентов.
В образовательном процессе не используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР),
включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, утвержденный
приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653.

X. КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая характеристика:





объем библиотечного фонда – 5721 единица;
книгообеспеченность – 86 процентов;
обращаемость – 4270 единиц в год;
объем учебного фонда – 18832 единиц.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального бюджета.
Таблица 24. Состав фонда и его использование
№ Вид литературы

Количество единиц в
фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

17300

17300

2

Педагогическая

0

0

3

Художественная

9650

4140

4

Справочная

38

38

5

Языковедение,
литературоведение

0

0

6

Естественно-научная

28

17

7

Техническая

0

0

8

Общественно-политическая

0

0

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС. В 2022 году все учебники фонда
соответствовали федеральному перечню, утвержденному приказом Минпросвещения от
20.05.2020 № 254. В 2022 году не начали работу по переходу на новый федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Подготовлен
перспективный перечень учебников, которые Лицею необходимо закупить до сентября 2023
года. Также составлен список пособий, которые нужно будет списать до даты.

29

В библиотеке не имеются электронные образовательные ресурсы, сетевые образовательные
ресурсы, мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические
материалы).
Средний уровень посещаемости библиотеки – 27 человек в день.
На официальном сайте лицея нет страницы библиотеки с информацией о работе и проводимых
мероприятиях библиотеки лицея.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями недостаточная. Отсутствует финансирование
библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной
литературы.
XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническое обеспечение Лицея позволяет реализовывать образовательные
программы. В 2022 году в трех корпусах лицея был произведен капитальный ремонт. Все
отремонтированные кабинеты этих корпусов оснащены новой мебелью: ученические столы и
стулья, учительские столы и стулья, шкафы. Каждый кабинет оснащен ноутбуком или
компьютером. Для кабинетов физики, химии и биологии получены учебно-методические
комплексы.
В Лицее оборудованы 64 учебных кабинета, 12 из них оснащены интерактивными досками, 2
– современной мультимедийной техникой, а также:








лаборатория по физике;
лаборатория по химии;
лаборатория по биологии;
три компьютерных класса;
столярная мастерская;
кабинет технологии для девочек;
кабинет ОБЖ.

Для лиц с ОВЗ и инвалидов доступ в Лицей
пандусом.

осуществляется через вход, оборудованный

На втором этаже здания оборудованы 2 спортивных зала,. В лицее имеются два актовых зала:
для начальной школы и старшей школы. На первом этаже оборудованы столовая и пищеблок.
На территории Лицея оборудован спортивный городок и футбольное поле. Предусмотрена
площадка для оздоровительных занятий (ворк-аут).
Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2022 года, показывает
положительную динамику в сравнении с 2021 годом по следующим позициям:
материально-техническое оснащение МБОУ «Лицей № 8» позволяет обеспечить
реализацию основных образовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий на уровне начального общего, основного общего и
среднего общего образования на 80 процентов в отличие от прежних 65 процентов;
 качественно изменилась оснащенность классов – 85 процентов (вместо 65% в
2021 году) оснащены ноутбуками и стационарными компьютерами, 90 процентов
кабинетов (вместо 85% в 2021 году) имеют доступ к интернету для выполнения
необходимых задач в рамках образовательной деятельности.


30

При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно требованиям нового ФГОС
основного общего образования по предметным областям «Русский язык и литература», «Родной
язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественные дисциплины» показал
частичное оснащение комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального
оборудования, которые обеспечивают развитие компетенций в соответствии с программой
основного общего образования. В связи с чем административно-управленческой командой
МБОУ «Лицей № 8» принято решение о направлении ходатайства учредителю с целью решить
вопрос пополнения материальной базы. Также в план работы включены мероприятия по
проведению анализа оснащенности кабинетов естественно-научного цикла специальным
лабораторным оборудованием с учетом специфики Лицея. Обозначенные проблемы в
материально-техническом обеспечении образовательного процесса требуют тщательного
изучения потребности Лицея в материально-технических ресурсах. Для чего администрацией
будет подготовлен отчет по оснащенности Лицея и план развития цифровой среды.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2022 года.
Единица
измерения

Количество

Общая численность учащихся

человек

2002

Численность учащихся по образовательной
программе начального общего образования

человек

898

Численность учащихся по образовательной программе основного человек
общего образования

972

Численность учащихся по образовательной программе среднего
общего образования

132

Показатели
Образовательная деятельность

человек

Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» человек
по результатам промежуточной аттестации, от общей
(процент)
численности обучающихся

646 (32,3%)

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку

балл

4,3

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике

балл

3,6

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку

балл

4,7

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике

балл

4,6

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
человек
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому (процент)
языку, от общей численности выпускников 9-го класса

31

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по
математике, от общей численности выпускников 9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые
получили результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей
численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые
получили результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности
выпускников 11-го класса

человек
(процент)

2 (2,5%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые не человек
получили аттестаты, от общей численности выпускников 9-го
(процент)
класса

1(0,7%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые человек
не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11-го (процент)
класса

2 (2,5%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили аттестаты с отличием, от общей численности
выпускников 9-го класса

человек
(процент)

5(3,7%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые
получили аттестаты с отличием, от общей численности
выпускников 11-го класса

человек
(процент)

18 (22,5%)

Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали
участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

608 (30,3%)

Численность (удельный вес) учащихся – победителей и призеров
олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности
обучающихся, в том числе:

человек
(процент)

182 (9,1%)

− регионального уровня

69 (3,4%)

− федерального уровня

3 (0,1%)

− международного уровня

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
человек
углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей (процент)
численности обучающихся

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам
профильного обучения от общей численности обучающихся

человек
(процент)

132 (6,5%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения от общей численности обучающихся

человек
(процент)

2002 (100%)

Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

32

Общая численность педработников, в том числе количество
педработников:

человек

114

− с высшим образованием

104

− высшим педагогическим образованием

104

− средним профессиональным образованием

0

− средним профессиональным педагогическим образованием

10

Численность (удельный вес) педработников с квалификационной человек
категорией от общей численности таких работников, в том числе: (процент)

37 (32,5%)

− с высшей

28 (24,6%)

− первой

9 (7,8%)

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников с педагогическим стажем:

человек
(процент)

− до 5 лет

8 (7%)

− больше 30 лет

61 (53,5%)

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников в возрасте:

человек
(процент)

− до 30 лет

16 (14%)

− от 55 лет

52 (45,6%)

Численность (удельный вес) педагогических и административно- человек
хозяйственных работников, которые за последние пять лет
(процент)
прошли повышение квалификации или профессиональную
переподготовку, от общей численности таких работников

113 (100%)

Численность (удельный вес) педагогических и административно- человек
хозяйственных работников, которые прошли повышение
(процент)
квалификации по применению в образовательном процессе
ФГОС, от общей численности таких работников

108 (85%)

Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

0,175

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
единиц
литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в
расчете на одного учащегося

7

Наличие в Лицее системы электронного документооборота

да/нет

да

Наличие в Лице читального зала библиотеки, в том числе
наличие в ней:

да/нет

да

− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке

да

− медиатеки

нет

− средств сканирования и распознавания текста

да

− выхода в интернет с библиотечных компьютеров

да

33

− системы контроля распечатки материалов

да

Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут
пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

2002 (100%)

Общая площадь помещений для образовательного процесса в
расчете на одного обучающегося

кв. м

3,13

Анализ показателей указывает на то, что Лицей имеет достаточную инфраструктуру, которая
соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать
образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по уровням общего
образования.
В Лицее созданы условия для реализации ФГОС-2021: разработаны ООП НОО и ООО, учителя
прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения
квалификации по тематике ФГОС -2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по ФГОС2021 показывают, что Лицей успешно реализовал мероприятия по внедрению ФГОС-2021.
Лицей укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые
имеют достаточную квалификацию и регулярно повышают квалификацию, что позволяет
обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся.
Педагоги Лицея владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций.
Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся Лицея. Кроме этого, стоит
отметить, что педагоги Лицея недостаточно объективно оценивают обучающихся.
С 1 сентября 2022 года МБОУ «Лицей № 8» приступил к реализации ФГОС начального общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС
основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287,
в 1-х и 5-х классах.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722)63-47-24

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».